вторник, 13 ноября 2012 г.

Социальные сервисы и участники образовательного процесса


  • Cуществуют ли положительные моменты использования социальных сервисов в проектной деятельности и для формирования сетевого портфолио (укажите какие)?
  • Существуют ли отрицательные моменты (укажите какие)?
  • Какую роль играет Wiki-среда в проектной деятельности и в формировании электронного портфолио учителя и ученика?
  • С помощью каких сервисов можно представлять работы ученика (результаты проектной деятельности) и учителя (результаты педагогической деятельности)?

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, коллеги! Мы живем в такое время, когда уже не представляем свою жизнь без инфомационно - коммуникационных технологий. Современные дети мало читают книг, но с компьютером они "на ты", очень много времени проводят, общаясь в виртуальном пространстве. Вот и возникает потребность общения с ними и их родителями посредством своих блогов (сайтов).
    Блог (Сайт )для учителя -это коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах класса, школы или же района, области, страны, мира. Кроме того, он может выступать и как СМИ, и как средство дистанционного образования и дидактических материалов, как место обсуждения актуальных вопросов – форум – неограниченным количеством участников, как доска объявлений, как файлообменник и много чем полезным еще. Может быть Визитной карточкой создателя (портфолио учителя и достижения учеников).
    Постоянная работа в блоге ( сайте) подчеркивает стремление учителя к самообразованию и самосовершенствованию.
    Каким я вижу идеальный блог ( сайт) учителя? Содержательным. Интерактивным. Познавательным и много чего еще.
    Конева Наталья Николаевна.

    ОтветитьУдалить
  2. Wiki позволяет достаточно быстро собрать документы воедино

    ОтветитьУдалить
  3. Позволю себе достаточно длинный комментарий.
    Информационные и коммуникационные ресурсы Интернета на этапе подготовки учителя к учебным занятиям перестали быть уникальным явлением: всё больше учителей-предметников пользуется содержательным материалом, почерпнутым из Сети, всё больше учителей ищут способы профессиональных контактов посредством Интернета. Всемирная паутина (сервис WWW) становится для учителей самым популярным и удобным средством работы с информацией.
    Многие учителя стали активными членами профессиональных интернет-сообществ (например, на сайтах www.openclass.ru, pedsovet.org, it-n.ru и др.), в рамках которых учителям доступны форумы, блоги, консультации, банки методических и дидактических материалов.
    Некоторые учителя убедились в перспективности применения Интернета в повышении квалификации. Дистанционные курсы в настоящее время не мыслимы без Интернета, учителя разных предметов по доброй воле постигают премудрости интернет-технологий, приобретая опыт дистанционного обучения.
    Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности Интернета в деятельность учителей именно на уроке, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования.
    Каждому учителю знакомы средства обучения, которые возможно использовать в процессе традиционной формы организации учебного процесса. Сам по себе Интернет к средствам обучения не относится, однако, Интернет предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, грамотно оформленную педагогом, необходимую для решения дидактических задач урока. Интернет-технологии дают возможность учителю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, целесообразному привлечению дополнительных ресурсов на каждом этапе урока. В ходе подготовки к уроку важно точно сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учётом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины. Нельзя включать в ход урока Интернет только ради моды.

    В.В.Пичугин

    ОтветитьУдалить
  4. Позволю себе достаточно длинный комментарий.
    Информационные и коммуникационные ресурсы Интернета на этапе подготовки учителя к учебным занятиям перестали быть уникальным явлением: всё больше учителей-предметников пользуется содержательным материалом, почерпнутым из Сети, всё больше учителей ищут способы профессиональных контактов посредством Интернета. Всемирная паутина (сервис WWW) становится для учителей самым популярным и удобным средством работы с информацией.
    Многие учителя стали активными членами профессиональных интернет-сообществ (например, на сайтах www.openclass.ru, pedsovet.org, it-n.ru и др.), в рамках которых учителям доступны форумы, блоги, консультации, банки методических и дидактических материалов.
    Некоторые учителя убедились в перспективности применения Интернета в повышении квалификации. Дистанционные курсы в настоящее время не мыслимы без Интернета, учителя разных предметов по доброй воле постигают премудрости интернет-технологий, приобретая опыт дистанционного обучения.
    Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности Интернета в деятельность учителей именно на уроке, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования.
    Каждому учителю знакомы средства обучения, которые возможно использовать в процессе традиционной формы организации учебного процесса. Сам по себе Интернет к средствам обучения не относится, однако, Интернет предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, грамотно оформленную педагогом, необходимую для решения дидактических задач урока. Интернет-технологии дают возможность учителю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, целесообразному привлечению дополнительных ресурсов на каждом этапе урока. В ходе подготовки к уроку важно точно сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учётом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины. Нельзя включать в ход урока Интернет только ради моды.

    ОтветитьУдалить
  5. Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке может быть основана на возможности использовать, например, следующие методические приёмы:
    1) при изучении новой темы учитель может организовать использование ресурсов Сети учениками – поиск текстовой и мультимедиа информации; составление плана-конспекта по тексту; анализ текста и составление схемы или таблицы; составление вопросов к тексту; поиск ответов на вопросы, поставленные учителем; поиск нужной цитаты, стихотворения или другого произведения; прослушивание музыкальных произведений; разучивание или исполнение песни под фонограмму; просмотр и обсуждение видеофрагмента; просмотр и обсуждение презентации; работа с изображениями; поиск статистических данных и их анализ; проведение виртуальных экскурсий;
    2) на этапе контроля знаний и умений – использование интерактивных тестов с самопроверкой; сетевые викторины;
    3) работа над учебным проектом – школьники могут подобрать для проекта информацию, привлекая самые разнообразные возможности и ресурсы Интернета: виртуальные библиотеки, виртуальные музеи, различные информационные образовательные порталы; сайты средств массовой информации; энциклопедии и справочники. Кроме того, выполняя сетевые проекты, можно привлекать коммуникационные ресурсы (электронную почту, чаты, блоги), осваивать элементы сайтостроения.
    4) для систематического изучения определенного курса дистанционно под руководством учителя.
    Таким образом, Интернет можно использовать и при организации уроков, и при повышении мотивации школьников к обучению, и для дополнительного образования.
    Услуги и ресурсы Интернет по дидактическим свойствам условно можно разделить на три группы.
    Первая группа – коммуникационные услуги. В частности электронная почта – способность не только передавать информацию (не только текст) на любые расстояния, но и хранить структурированную информацию, вести базу данных адресов корреспондентов и т.д. Skype-технология – реализует «живое» общение субъектов, находящихся на расстоянии друг от друга. Эта технология эффективна при проведении открытых уроков, методических объединений, конференций, семинаров. Skype может стать мощным средством для повышения квалификации педагогов: учителя в режиме он-лайн могут общаться друг с другом, могут обмениваться эффективно использованными на уроках ресурсами, методическими находками и творческими идеями.
    Вторая группа – информационные услуги (электронные банки; электронные газеты и журналы; электронные библиотеки; электронные коллекции; статистика и пр.).
    Третья группа – поисковые услуги. В настоящее время в отечественных ресурсах действует довольно много поисковых систем, наиболее распространенные из них – Google, Yandex, Rambler.
    Применение на уроке Интернет-технологий позволяет учителю решать проблему интеграции, обеспечивает развитие у учащихся:
    - умений получения и отбора новой информации в предметной области,
    - алгоритмического и конструктивного мышления на основе опыта практического использования программных продуктов,
    - творческого потенциала в ходе выполнения эвристических и исследовательских заданий, использования моделирующих программных сред,
    - коммуникативных компетенций и навыков принятия оптимальных решений в ходе ведения экспериментов, использовании тренажеров и моделирования процессов,
    - информационной культуры и социальных качеств.
    Грамотное применение Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию и эффективность учебно-воспитательного процесса. Положительный и видимый эффект применения Интернет-технологий можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс, обеспечивая для субъектов обучения новые возможности его организации и содержания.

    В.В.Пичугин

    ОтветитьУдалить
  6. 1) Конечно, существуют! Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
    - общения; поддержки и развития социальных контактов,
    - совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,
    - творческой деятельности сетевого характера.
    Они оказывают положительное влияние на все процессы развития в учебном заведении (на уроке, во внеурочной работе и в исследовательской деятельности учащихся).
    2) Отрицательным моментом считаю то, что открытость среды мешает психологически неподготовленным участникам этого процесса, и заинтересованность педагога к работе в новом формате.
    3) Сервис Wiki является одним из наиболее ярких сайтов-представителей второго поколения Веб, так как именно в проектах Вики реализованы все основные принципы Web 2.0, все признаки, которыми характеризуется Wiki, можно отнести и к социальным сетевым сообществам в целом. Воспитательные и образовательные функции Wiki-среды: использование сервиса в качестве средства создания коллективных творческих проектов, а также международных проектов. При создании совместных учебных проектов, учащиеся не просто делятся информацией с партнёрами из разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом и достигают определенной поставленной цели.
    4) Для представления результатов педагогической деятельности можно использовать Wiki-среду, блоггер, сервисы Гугл, openclass.ru, Сеть творческих учителей...
    Чеботарёва Елена Николаевна

    ОтветитьУдалить
  7. Абсолютно согласна с коллегами. На сегодняшний день вопрос об использование социальных сервисов в образовательном процессе, в том числе и в проектной деятельности уже не актуален, т.к. практика работы в школе уже показала не оспоримые преумущества их применения на уроках и внеурочной деятельности. Единственный момент в работе учителя - это выбор удобных, простых сервисов именно для выполнения конкретного задания. Лично мне нравятся все сервисы Google (документы, календари, сайт. блоггер и т.д.). Они доступны даже начинающим пользователям.
    Использование учителем проектной деятельности позволяет развить у учащихся навыки и умения XXI века: работа с информацией, коммуникация, работа в группах и т.д.
    Отрицательны м моментом считаю не хватку времени ни учителю ни ученикам на освоение и использование данного вида работы. Возможно, проблема в самой организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
    Просвирнина Ольга Сергеевна

    ОтветитьУдалить